Чтобы помнили, или шестьдесят лет трагедии на «Эстадио Насьональ»

¡Hola, amigos и все любители южноамериканского футбола!

24 мая исполнилось 60 лет самой крупной трагедии на стадионе в истории футбола. Ее помнят до сих пор. Вспомним и мы.

24 мая 1964 года, Лима, Перу.

В Южной Америке проходит отборочный турнир на Олимпиаду в Токио 1964 года. Сборная Перу делит второе место в группе со сборной Бразилии. Ее следующий соперник – абсолютный лидер группы сборная Аргентины. Перу необходимо не проиграть, чтобы в последнем туре провести решающий матч за выход с непосредственными конкурентами – бразильцами. Оптимизма в достижении поставленной задачи добавляет тот факт, что матч будет проходить на домашнем «Эстадио Насьональ».

Болельщики с самого утра готовятся к противостоянию. По официальным данным матч посетили 47 197 человек. В тот день многие из них не вернулись.

Время 15:30. Начало.

Первый тайм.

Перуанцы контролируют мяч, но не могут извлечь из этого преимущества в виде голов, создано мало голевых моментов.

Второй тайм.

Игра перевернулась, и мяч уже контролирует Аргентина. На 63-й минуте вратарь перуанцев ошибается при розыгрыше углового, и аргентинец Нестор Манфреди забивает гол. Этот гол приводит перуанцев в чувство, и они вновь играют как в первом тайме. На 80-й минуте защитник «альбиселесте» Орасио Моралес выбивает мяч, тот попадает в ногу игрока «биколор» Виктора Лобатона и отскакивает прямиком в ворота, но… Уругвайский арбитр Анхель Эдуардо Пасос отменяет гол из-за фола в атаке.

На переполненных трибунах поднимается волна негодования. Перуанский болельщик Виктор Меласио Васкес (прозвище «черная бомба») с несколькими сподвижниками выбегает на поле со стороны южной трибуны, протиснувшись между ограждениями, чтобы напасть на арбитра, но полиция останавливает его. Затем другой болельщик пытается нанести увечья судье горлышком от бутылки, но оказывается избитым полицией и искусанным собаками. Анхель Эдуардо Пасос принимает решение досрочно завершить матч из-за отсутствия гарантий безопасности. Он покинет Лиму ночью 25 мая в 1:45.

Чтобы помнили, или шестьдесят лет трагедии на «Эстадио Насьональ»

Болельщики начинают забрасывать поле бутылками, камнями, сиденьями и поджигать деревянные трибуны. Происходят стычки между болельщиками двух сборных. Многие пытаются прорваться на поле. Полиция спускает собак и применяет слезоточивый газ на трибунах, что вызывает всеобщий хаос. Тысячи болельщиков пытаются прорваться к выходам со стадиона, женщины и дети падают на землю, их затаптывают насмерть, другие гибнут от удушья. Звать на помощь бесполезно. Люди добираются до выходов, но… многие из них ЗАКРЫТЫ. Большинство смертей происходит у выходов 10, 11 и 17.

Через некоторое время выходы открываются, но трагедия уже свершилась.

За пределами стадиона шокированные и разозленные болельщики поджигают автомобили, громят здания на своем пути. Полиция открывает огонь по толпе, люди погибают от пуль. Все сходят с ума, из разгромленных зданий начинают красть все, что только можно (по слухам, крали даже вещи с мертвых тел).

Начинается дождь. Болельщики, врачи и полиция собирают тела погибших. Родственники находившихся на стадионе собираются около больниц, они выступают с обвинениями в адрес полиции. Правительство скромно комментирует трагедию, как «волнения некоторых зрителей, выбежавших на поле».

Итоги.

Погибло 328 человек (по данным «El Comercio» 80% — мужчины, многие в возрасте от 18 до 22 лет, 10% — женщины, 10% — дети), более 500 получили ранения (по некоторой информации реальное число жертв больше). Правительство страны объявило семидневный траур. Перуанский депутат Хенаро Ледесма потребовал пожизненно дисквалифицировать арбитра и аннулировать результат матча, однако, не получил поддержки. Католическая церковь объявила сбор средств в помощь семьям погибших. На похоронах погибших присутствовали тысячи людей.

Арбитру Анхелю Эдуардо Пасосу не было предъявлено никаких обвинений.

Виктора Меласио Васкеса арестовали спустя два дня с еще 50 фанатами по обвинению в подстрекательстве к общественным беспорядкам. Ему было всего 29 лет. Он родился в Барриос-Альтос, но жил в третьем квартале Хирон-Педро-Руис, округ Бренья. Семья Виктора охраняла спортивный комплекс, принадлежавший ВВС, расположенный между границами Бреньи и Пуэбло-Либре. Прозвище «Бомба» идеально соответствовало его характеру. Он выбегал на поле и раньше на матчах чемпионата. Погрязнув в алкоголе, наркотиках и преступлениях Виктор Меласио Васкес умер 14 марта 1999 года. Причину своего поступка он объяснял так: «Я хотел оскорбить рефери, который аннулировал ничейный гол. Мне было больно, что гол перуанцев был аннулирован».

Командир полиции Хорхе де Асамбуха, отвечавший за безопасность на стадионе, признал, что отдал приказ применить слезоточивый газ, но не предполагал, что это приведет к трагедии. Также выяснилось, что выходы со стадиона были закрыты полицией, чтобы заставить зрителей вернуться на свои места. В сентябре 1971 года Хорхе де Асамбуха был признан виновным и приговорен к 30 месяцам лишения свободы.

После игры тренер аргентинцев Эрнесто Дучини заявил: «Я жаждал победы, но такой цене предпочел бы самое унизительное поражение».

Предолимпийский турнир был приостановлен, победителем объявлена сборная Аргентины, а в матче за вторую путевку Перу проиграли Бразилии 0-4 в Рио-де-Жанейро.

Эта трагедия не оставила равнодушным никого. В испаноязычной прессе каждый год выходят статьи в память о произошедшем, в которых пытаются чуть ли не поминутно восстановить события того дня. Есть книги, в которых излагается околофутбольный взгляд на случившееся, но информация в них весьма сомнительна.

¡Hasta luego, amigos и все любители южноамериканского футбола!

P.S.: Сборная Перу начинает свой путь на Кубке Америки 22 июня. В каждом розыгрыше она является претендентом на награды, так что посмотрим, удастся ли ей уже наконец-то поднять над головой заветный Кубок спустя 49 лет.

Источник: sports.ru